Исполнительная федеральная власть – ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ • Большая российская энциклопедия

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ • Большая российская энциклопедия

Исполнительная власть

Здание Правительства РФ.

Ис­пол­ни­тель­ная власть осу­ще­ст­в­ля­ет­ся Пра­ви­тель­ст­вом РФ в со­ста­ве его Пред­се­да­те­ля (пре­мьер-ми­ни­ст­ра), за­мес­ти­те­ля (ви­це-пре­мье­ра) и фе­де­раль­ных ми­ни­ст­ров.

Про­це­ду­ра фор­ми­ро­ва­ния Пра­ви­тель­ст­ва РФ со­сто­ит из двух ста­дий. На пер­вой ста­дии Пре­зи­дент РФ на­зна­ча­ет Пред­се­да­те­ля Пра­ви­тель­ст­ва РФ с со­гла­сия Гос. ду­мы. По­сле трёх­крат­но­го от­кло­не­ния пред­став­лен­ной кан­ди­да­ту­ры Пре­зи­дент РФ мо­жет сам на­зна­чить гла­ву Пра­ви­тель­ст­ва РФ, рас­пус­тить Гос. ду­му и на­зна­чить но­вые вы­бо­ры. На вто­рой ста­дии Пре­зи­дент РФ на­зна­ча­ет чле­нов Пра­ви­тель­ст­ва (за­мес­ти­те­ля Пред­се­да­те­ля и фе­де­раль­ных ми­ни­ст­ров) по пред­ло­же­нию Пред­се­да­те­ля Пра­ви­тель­ст­ва РФ.

Пра­ви­тель­ст­во РФ – кол­ле­ги­аль­ный ор­ган, его ра­бо­ту ор­га­ни­зу­ет и ру­ко­во­дит его за­се­да­ния­ми Пред­се­да­тель; со­глас­но Кон­сти­ту­ции РФ, пра­во пред­се­да­тель­ст­во­вать на за­се­да­ни­ях Пра­ви­тель­ст­ва име­ет и Пре­зи­дент РФ. Осн. сфе­ры дея­тель­но­сти Пра­ви­тель­ст­ва РФ: под­го­тов­ка и ис­пол­не­ние бюд­же­та; про­ве­де­ние еди­ной фи­нан­со­вой, кре­дит­ной и де­неж­ной по­ли­ти­ки; по­ли­ти­ки в об­лас­ти эко­но­ми­ки, куль­ту­ры и др. со­ци­аль­ных сфер; управ­ле­ние фе­де­раль­ной соб­ст­вен­но­стью, обес­пе­че­ние обо­ро­ны, гос. безо­пас­но­сти, за­кон­но­сти, прав и сво­бод гра­ж­дан. Пра­ви­тель­ст­во осу­ще­ст­в­ля­ет и иные пол­но­мо­чия, воз­ло­жен­ные на не­го кон­сти­ту­ци­он­ны­ми нор­ма­ми, за­ко­на­ми, ука­за­ми Пре­зи­ден­та.

Пра­ви­тель­ст­ву пре­дос­тав­ле­но пра­во за­ко­но­да­тель­ной ини­циа­ти­вы, пра­во из­да­ния по­ста­нов­ле­ний (как пра­ви­ло, нор­ма­тив­но­го ха­рак­те­ра) и ра­зо­вых по пре­иму­ще­ст­ву рас­по­ря­же­ний. Всё это под­за­кон­ные ак­ты, из­да­вае­мые на ос­но­ва­нии и во ис­пол­не­ние Кон­сти­ту­ции РФ, фе­де­раль­ных за­ко­нов и нор­ма­тив­ных ука­зов Пре­зи­ден­та РФ.

В систему фе­де­раль­ных ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти входят фе­де­раль­ные ми­ни­стер­ст­ва, фе­де­раль­ные служ­бы и фе­де­раль­ные агент­ст­ва. Федеральные министерства подведом­ственны Правительству РФ или Прези­денту РФ. Фе­де­раль­ные служ­бы и агент­ст­ва на­хо­дят­ся в ве­де­нии фе­де­раль­ных ми­ни­стерств или непосредственно подчиняются Пре­зи­ден­ту РФ либо Пра­ви­тель­ст­ву РФ.

Ми­ни­стер­ст­во РФ яв­ля­ет­ся фе­де­раль­ным ор­га­ном ис­пол­ни­тель­ной вла­сти, осу­ще­ст­в­ляю­щим функ­ции по вы­ра­бот­ке гос. по­ли­ти­ки и нор­ма­тив­но-пра­во­во­му ре­гу­ли­ро­ва­нию в ус­та­нов­лен­ной сфе­ре дея­тель­но­сти. Фе­де­раль­ное ми­ни­стер­ст­во воз­глав­ля­ет вхо­дя­щий в со­став Пра­ви­тель­ст­ва ми­нистр РФ (фе­де­раль­ный ми­нистр). Ми­ни­стер­ст­во са­мо­стоя­тель­но осу­ще­ст­в­ля­ет пра­во­вое ре­гу­ли­ро­ва­ние в ус­та­нов­лен­ной сфе­ре дея­тель­но­сти, за ис­клю­че­ни­ем во­про­сов, пра­во­вое ре­гу­ли­ро­ва­ние ко­то­рых осу­щест­в­ля­ет­ся ис­клю­чи­тель­но фе­де­раль­ны­ми кон­сти­ту­ци­он­ны­ми за­ко­на­ми, фе­де­раль­ны­ми за­ко­на­ми, ак­та­ми Пре­зи­ден­та РФ и Пра­ви­тель­ст­ва РФ, ко­ор­дини­ру­ет и кон­тро­ли­ру­ет дея­тель­ность на­хо­дя­щих­ся в его ве­де­нии фе­де­раль­ных служб и фе­де­раль­ных агентств; оно не впра­ве осу­ще­ст­в­лять функ­ции по кон­тро­лю и над­зо­ру, пра­во­при­ме­ни­тель­ные функ­ции, а так­же функ­ции по управ­лению гос. иму­ще­ст­вом, кро­ме слу­ча­ев, ус­та­нав­ли­вае­мых ука­за­ми Пре­зи­ден­та РФ.

Фе­де­раль­ная служ­ба яв­ля­ет­ся фе­де­раль­ным ор­га­ном ис­пол­ни­тель­ной вла­сти, осу­ще­ст­в­ляю­щим функ­ции по кон­тро­лю и над­зо­ру в ус­та­нов­лен­ной сфе­ре дея­тель­но­сти, а так­же спе­ци­аль­ные функ­ции в об­лас­ти обо­ро­ны, гос. безо­пас­но­сти, за­щи­ты и ох­ра­ны гос. гра­ни­цы РФ, борь­бы с пре­ступ­но­стью, об­ще­ст­вен­ной безо­пас­но­сти; в пре­де­лах сво­ей ком­пе­тен­ции из­даёт ин­ди­ви­ду­аль­ные пра­во­вые ак­ты. Фе­де­раль­ная служ­ба не впра­ве осу­ще­ст­в­лять нор­ма­тив­но-пра­во­вое ре­гу­ли­ро­ва­ние, кро­ме слу­ча­ев, ус­та­нав­ли­вае­мых ука­за­ми Пре­зи­ден­та РФ. Фе­де­раль­ная служ­ба по над­зо­ру не впра­ве осу­ще­ст­в­лять управ­ле­ние гос. иму­ще­ст­вом и ока­за­ние плат­ных ус­луг.

Фе­де­раль­ное агент­ст­во яв­ля­ет­ся фе­де­раль­ным ор­га­ном ис­пол­ни­тель­ной вла­сти, осу­ще­ст­в­ляю­щим в ус­та­нов­лен­ной сфе­ре дея­тель­но­сти функ­ции по ока­за­нию гос. ус­луг, управ­ле­нию гос. иму­ще­ст­вом и пра­во­при­ме­ни­тель­ные функ­ции, за ис­клю­че­ни­ем функ­ций по кон­тро­лю и над­зо­ру. В пре­де­лах сво­ей ком­пе­тен­ции из­да­ёт ин­ди­ви­ду­аль­ные пра­во­вые ак­ты, ве­дёт рее­ст­ры, ре­ги­ст­ры и ка­да­ст­ры.

Фе­де­раль­ную служ­бу, фе­де­раль­ное агент­ст­во воз­глав­ля­ет ру­ко­во­ди­тель (ди­рек­тор). Фе­де­раль­ное агент­ст­во, фе­де­раль­ная служ­ба по над­зо­ру мо­гут иметь ста­тус кол­ле­ги­аль­но­го ор­га­на.

Дей­ст­вую­щая струк­ту­ра фе­де­раль­ных ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти ус­та­нов­ле­на ука­зом Пре­зи­ден­та РФ в 2004.

По пред­ме­там ве­де­ния РФ её ком­пе­тен­ция на мес­тах осу­ще­ст­в­ля­ет­ся тер­рито­ри­аль­ны­ми под­раз­де­ле­ния­ми фе­де­раль­ных ор­га­нов вла­сти. Фе­де­раль­ные ор­га­ны ис­пол­ни­тель­ной вла­сти мо­гут соз­да­вать свои тер­ри­то­ри­аль­ные ор­га­ны в субъ­ек­тах РФ и на­зна­чать со­от­вет­ст­вую­щих долж­но­ст­ных лиц. До­пус­ка­ют­ся две ор­га­ни­за­ци­он­ные фор­мы реа­ли­за­ции ком­пе­тен­ции по пред­ме­там ве­де­ния Фе­де­ра­ции – соз­да­ние соб­ст­вен­ных тер­ри­то­ри­аль­ных под­раз­де­ле­ний и на­де­ле­ние эти­ми пол­но­мо­чия­ми ор­га­нов гос. вла­сти субъ­ек­тов РФ.

Сис­те­ма ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти рес­пуб­лик, кра­ёв, об­лас­тей, го­ро­дов фе­де­раль­но­го зна­че­ния, ав­то­ном­ной об­лас­ти, ав­то­ном­ных ок­ру­гов ус­та­нав­ли­ва­ет­ся субъ­ек­та­ми РФ са­мо­стоя­тель­но в со­от­вет­ст­вии с ос­но­ва­ми кон­сти­ту­ци­он­но­го строя Рос­сии и об­щи­ми прин­ци­па­ми ор­га­ни­за­ции ис­пол­ни­тель­ных ор­га­нов гос. вла­сти, ус­та­нов­лен­ны­ми фе­де­раль­ным за­ко­ном.

Пра­ви­тель­ст­во РФ за свою дея­тель­ность не­сёт двой­ную по­ли­ти­че­скую от­вет­ст­вен­ность: пе­ред Пре­зи­ден­том РФ, ко­то­рый мо­жет при­нять ре­ше­ние о его от­став­ке, и пе­ред Гос. ду­мой, ко­то­рая мо­жет вы­ра­зить ему не­до­ве­рие. От­вет­ст­вен­ность Пра­ви­тель­ст­ва РФ пе­ред Гос. ду­мой ог­ра­ни­че­на со­от­вет­ст­вую­щи­ми пра­во­мо­чия­ми Пре­зи­ден­та РФ, ко­то­рый мо­жет не со­гла­сить­ся с ре­ше­ния­ми Гос. ду­мы. В те­че­ние 3 мес по­сле при­ня­тия ре­ше­ния о не­до­ве­рии Пра­ви­тель­ст­ву Пре­зи­дент РФ мо­жет объ­явить об от­став­ке Пра­ви­тель­ст­ва или рас­пус­тить Гос. ду­му. В слу­чае от­ка­за в до­ве­рии, во­прос о ко­то­ром по­ста­вил пе­ред Гос. ду­мой Пред­се­да­тель Пра­ви­тель­ст­ва, Пре­зи­дент РФ в те­че­ние 7 дней при­ни­ма­ет ре­ше­ние об от­став­ке Пра­ви­тель­ст­ва или о рос­пус­ке Гос. ду­мы и на­зна­че­нии но­вых вы­бо­ров. Пра­ви­тель­ст­во РФ мо­жет са­мо по­дать в от­став­ку, ко­то­рую Пре­зи­дент РФ при­ни­ма­ет или от­кло­ня­ет.

Пе­ред вновь из­бран­ным Пре­зи­ден­том Пра­ви­тель­ст­во РФ сла­га­ет свои пол­но­мо­чия.

bigenc.ru

25. Федеральные органы исполнительной власти: их система и структура.

Федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ) (Указ Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314):

  1. Министерство РФ является ФОИВ, осуществляющим функции по выработке гос. политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности; самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, а также координирует и контролирует деятельность находящихся в его подчинении федеральных служб и федеральных агентств, координирует (с 1.01.2005 г.) деятельность ГВФ. В сфере своей деятельности не вправе осуществлять функции контроля, надзора, правоприменительные, а также управления имуществом, кроме случаев, установленных указами Президента. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства министр (федеральный министр).

  2. Федеральная служба (ФС) является ФОИВ, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Гос. границы России, борьбы с преступностью, общественной безопасности. ФС возглавляет руководитель (директор), служба может иметь статус коллегиального органа.

В объеме компетенции ФС полномочна:

    • издавать индивидуальные правовые акты;

    • выдавать лицензии;

    • регистрировать акты, документы, права и объекты;

    • вести реестры,

    • регистры и кадастры;

    • осуществлять правоприменительные функции.

    ФС не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных указами Президента или постановлениями Правительства, осуществлять управление гос. имуществом и оказывать гос. платные услуги.

    1. Федеральное агентство (ФА), являясь ФОИВ в сфере своей деятельности, осуществляет функции по оказанию гос. платных услуг, за исключением функций контроля и надзора, осуществляет управление гос. имуществом. ФА возглавляет руководитель (директор), агентство может иметь статус коллегиального органа.

    В пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты; ведет реестры. регистры и кадастры. ФА не вправе осуществлять функции нормативно-правового регулирования, контроля и надзора в сфере своей деятельности, кроме случаев, установленных указами Президента РФ.

    Структура ФОИВ:

    • Первый блок — федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ — 5 федеральных министерств: МВД России; МЧС России; МИД России; Минобороны России; Минюст России; 12 федеральных служб: Федеральная миграционная служба; федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству; Рособоронзаказ Федеральная служба по техническому и экспертному контролю; Спецстрой России; Федеральная служба исполнения наказаний; Росрегистрация; Федеральная служба судебных приставов; Государственная фельдъегерская служба РФ; Служба внешней разведки РФ; Федеральная служба безопасности РФ; Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков; федеральная служба охраны РФ и 2 федеральных агентства: Главное управление специальных программ Президента РФ и Управление делами Президента РФ.

    • Второй блок ФОИВ находится в ведении Правительства РФ — 11 федеральных министерств:

    1. здравоохранения и социального развития;

    2. культуры и массовых коммуникаций;

    3. образования и науки;

    4. природных ресурсов;

    5. промышленности и энергетики;

    6. регионального развития РФ;

    7. сельского хозяйства;

    8. транспорта;

    9. информационных технологий и связи:;

    10. финансов;

    11. экономического развития и торговли).

    6 федеральных служб:

    1. антимонопольная;

    2. по тарифам;

    3. гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

    4. государственной статистики;

    5. по финансовым рынкам;

    6. по экологическому, технологическому и атомному надзору).

    3 федеральных агентства:

    1. по атомной энергии;

    2. космическое агентство;

    3. по туризму.

    Кроме того, в введении федеральных министерств находятся все остальные федеральные службы и федеральные агентства. Положения о ФОИВ, подведомственных Президенту, утверждаются указом Президента. Положения о других ФОИВ утверждаются постановлениями Правительства.

    Федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности указом Президента по предложению Председателя Правительства. Заместители федеральных министров назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством. если иное не установлено законом.

    Руководители ФОИВ, подведомственных Президенту, назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке.

    В соответствии с принципом федерализма и административно-территориального деления система органов исполнительной власти включает два уровня (подсистемы) по вертикали:

    studfiles.net

    Исполнительная власть — Википедия. Что такое Исполнительная власть

    Исполни́тельная вла́сть — один из видов самостоятельной и независимой[1]публичной власти в государстве, представляющая собой совокупность полномочий по управлению государственными делами.

    В России

    Основное назначение исполнительной власти в Российской Федерации — организация практического исполнения Конституции России и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путём реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права. Состав исполнительной власти набирается на выборных началах с возможностью последующего назначения. Структуру исполнительной власти России составляют государственные служащие и юридическая (правовая) структура — система норм, определяющая степень компетенции органов власти и должностных лиц.

    Органы исполнительной власти

    Федеральные органы

    В России принята трёхзвенная система федеральных органов исполнительной власти[2]:

    • Министерства;
    • Федеральные службы;
    • Федеральные агентства.
    Региональные органы
    • Министерства;
    • Комитеты (представлены в составе правительства г. Санкт-Петербург и г. Москвы).
    • Департамент
    • Главное управление

    Признаки исполнительной власти

    • является ограниченной и относительно самостоятельной ветвью государственной власти;
    • является проводником государственной политики в жизнь;
    • подзаконна по своему характеру и задачам;
    • объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти;
    • её деятельность является исполнительно-распорядительной и носит постоянный, непрерывный во времени характер;
    • является исключительным обладателем материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера.

    Функции исполнительной власти

    • подзаконное регулирование;
    • осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;
    • административное правоприменение;
    • осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации;
    • административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил;
    • охрана правопорядка, то есть непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества;
    • информационное обеспечение органов государственной власти.

    Во Франции

    Исполнительная власть во Франции двойственная — делится между президентом и правительством (коллегиальным органом), возглавляемое премьер-министром. Президент имеет множество существенных полномочий, но осуществляет их совместно с другими госорганами, а ответственность за осуществление исполнительной власти несет Правительство. Оно определяет задачи и приоритеты государственной политики, для чего в его распоряжении административный аппарат и вооружённые силы. Правительство Франции существует в двух видах:

    • Совет министров Республики
    • Кабинет, объединяющий членов правительства, руководимый премьер-министром.

    Правительство формируется следующим образом: президент назначает премьер-министра, и членов правительства по представлению премьер-министра[3].

    В Австрии

    Исполнительная власть представляется федеральным президентом и, возглавляемый федеральным канцлером и вице-канцлером, кабинетом министров. Федеральный президент представляет Австрию на международном уровне, является главнокомандующим вооружёнными силами, назначает и увольняет офицеров и федеральных чиновников. Федеральный президент назначает федерального канцлера в соответствии с результатами парламентских выборов, и по его представлению уже утверждает министров, кандидатуры которых представлены партиями Национального совета. Правительство возглавляет и координирует работу федеральный канцлер; при принятии решений учитывает мнение вице-канцлера[3].

    В Германии

    Принцип разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную закреплён в ст.20 Основном законе. Исполнительная власть представлена федеральным правительством во главе с федеральным канцлером, который подотчётен парламенту. Само правительство составит из представителей коалиции, выдвинувшей канцлера. Кандидатов в министры предлагает федеральный канцлер, а утверждает федеральных президент. Кабинет министров состоит из 16-20 министров[3].

    В различных государствах

    Империя Инков

    В Империи инков была своеобразная структура исполнительной власти: наличие диархии, секретариата, института заместителей, ревизоров, комиссаров, управленцев различных уровней.

    См. также

    Примечания

    Ссылки

    wiki.sc

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *